Ученье – свет
Прыжок в будущее должны будут обеспечить средней школе общеобразовательные стандарты К такому выводу пришли участники прошедших 22 октября в Государственной Думе парламентских слушаний. Как известно, задача разработки нового государственного стандарта была заложена в Закон РФ "Об образовании" еще 10 лет назад. Но лишь сейчас многолетний труд увенчался успехом - результатом работы многих (более 200) ученых, теоретиков и практиков явился "Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта".
Близится к логическому завершению важнейший этап модернизации, реформирования российской школы. Разумеется, сам процесс апробации и внедрения стандартов не может быть завершен в одночасье. Но то, что уже наступила пора публичного обсуждения проекта, - большой шаг вперед. Значит, можно надеяться, что к концу года общественное согласие, так называемый консенсус все-таки будет достигнут, и уже весной следующего года Дума сможет принять закон "О государственном образовательном стандарте". Правда, следует заметить, что и стандарты, и сам закон должны носить переходный характер, пока они могут выполнить роль мостика между прошлым и будущим средней школы. ХХI век, очевидно, будет нуждаться в иных стандартах.
Чего же все-таки мы ждем от принятия новых стандартов?
Прежде всего (это отмечали многие выступающие) - обеспечения единства образовательного пространства страны. Выпускник средней, универсальной, профильной, технической школы должен быть подготовлен к новым жизненным условиям, в пору глобализации, развития информационных технологий в полной мере осознающим свои гражданские права, быть востребованной частичкой общества. В какой-то степени новые стандарты потребуют обновления содержания школьного образования, но при условии сохранения лучших традиций отечественной школы.
Стандарты также призваны сохранить принципы доступности, полноценности, качества образования и преемственности образовательных программ. Кроме того, разработчики проекта немало места отвели разделу профильного обучения, концепцию которого совсем недавно утвердил думский комитет по образованию и науке. Выступившие на форуме председатель комитета Александр Шишлов и заместитель председателя фракции СПС Ирина Хакамада среди важнейших функциональных задач, которые поможет решить внедрение новых стандартов, отметили долгожданный переход к нормативно-бюджетному финансированию образования. Сейчас оно отличается стихийностью и неравномерностью в различных регионах.
В новом бюджете предусматривается увеличение средств на развитие образования примерно на 2 млрд. рублей, но этой суммы явно недостаточно для реализации многих целевых программ, в том числе самой модернизации образования. Кроме того, профильное обучение, изучение информатики, большинства других специальных дисциплин должно осуществляться не за счет кармана родителей, а из бюджетов различного уровня. Министр образования Владимир Филиппов пояснил, что важно наряду с сохранением общих основ, ядра содержания школьного образования, обеспечения единого образовательного пространства, появлением единого школьного стандарта добиться гарантии защиты детей от перегрузок и реализации их права на получение полноценного как базового, так и профильного образования. Уже сейчас происходит поэтапный переход к профильному обучению, к изучению иностранных языков и информатики в начальных классах. Осуществляется преподавание основ экономики и права, изменено содержание таких предметов, как история и литература. По-новому будут проходить занятия по физической культуре: школа от нормативного принципа переходит к двигательно-оздоровительному.
Конечно, обсуждаемый проект общеобразовательных стандартов не мог не вызвать волну критики. Но потому-то он и вынесен на публичное осуждение, чтобы в процессе дальнейшего совершенствования было учтено как можно больше замечаний. К примеру, проекту не удалось в полной мере решить проблему перегрузки учащихся. Во многом это зависело от того, что объемы необходимых знаний по химии, к примеру, определяли химики, а по математике – математики.
Трудноразрешимым оказался так называемый межпредметный вопрос и вопросы, связанные с дублированием знаний. Нуждается в расширении вариативность основной и начальной школы. Недопустимо принятие стандартов, не имеющих должного научного обоснования и не прошедших проверку практикой школы. Депутат Олег Смолин высказал мысль, что главным критерием стандартов должно быть воспитание гражданина, патриота своей страны. Естественно, достаточно образованного. Результатом работы участников слушаний явилось принятие рекомендательного письма, адресованного всем заинтересованным в скорейшем принятии общеобразовательных стандартов ведомствам.
|