Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, – родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (в дальнейшем – родители; 74% ответов в этой группе).
17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей – 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей – 8%).
Практически общепринятым является мнение, что родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это – главный довод против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. С точки зрения 71% россиян (77% родителей), этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Аргументируя свою точку зрения (в ответах на открытый вопрос), эти респонденты говорили: нельзя 'ронять статус учителя в глазах ребенка'; 'не стоит унижать учителя'; 'зачем подрывать авторитет'; 'и так репутация учителей не на высоте' и т.п. (40% от всех опрошенных). На взгляд некоторых, подобное 'табу' на критику в присутствии ребенка распространяется не только на учителей, но и на всех взрослых: 'взрослых при детях ругать непедагогично'; 'возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого' (11%).
Значительно реже (13% респондентов по выборке) высказывалось альтернативное мнение, согласно которому в определенных случаях позволительно критиковать учителя при ребенке (среди родителей это мнение распространено так же, как и среди тех, у кого нет детей-школьников). Объясняя свою позицию, эти респонденты, как правило, говорили о случаях грубого, недопустимого поведения учителя: 'если учитель позволил себе лишнее, например – ударить ребенка'; 'если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд'; 'в случае, когда учитель категорически не прав' и пр.
Авторитет учителя в вопросах воспитания детей для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения – что этого делать не следует – придерживаются 30% опрошенных (32% родителей). Мнение жителей столицы по данному вопросу заметно отличается от мнения россиян в целом: 38% москвичей полагают, что в описанной ситуации будет правильным обратиться к учителю, а 40% убеждены, что этого делать не стоит.
Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. В этом, на взгляд россиян, бывают виноваты как учителя, так и родители – большинство (60%) респондентов отказались назвать 'типичного виновника' возникающих разногласий. Мнения остальных распределились почти поровну: 17% опрошенных полагают, что в конфликтных ситуациях чаще бывают виноваты учителя; 23% – что родители.